ЛЕГКИЙ ТАНК Т-26
(ВАРИАНТ С ОДНОЙ БАШНЕЙ)
Этот вариант стал основным танком общевойсковых соединений и танковых частей, предназначенных для поддержки пехоты. Он выпускался с 1933 до 1941 года в следующих модификациях:
- Т-26 — линейный танк с цилиндрической башней. Вооружение: 45-мм пушка образца 1932 года и 7,62-мм пулемет ДТ;
- Т-26РТ — командирский танк с радиостанцией и цилиндрической башней;
- Т-26А — артиллерийский танк с 76,2-мм пушкой КТ-26 и 2 пулеметами ДТ;
- СТ-26 — саперный танк (мостоукладчик);
- ОТ-130, 131, 132, 133, 134 - огнеметные танки с огнеметной установкой и 1 — 2 пулеметами ДТ;
- Т-26-1 — линейный танк с конической башней. Вооружение: 45-мм пушка образца 1932 -1938 гг., 2 пулемета ДТ. Часть машин выпускалась с 7,62-мм зенитной установкой П-40.
- Т-26 — линейный танк с цилиндрической башней. Вооружение: 45-мм пушка образца 1932 года и 7,62-мм пулемет ДТ;
- Т-26РТ — командирский танк с радиостанцией и цилиндрической башней;
- Т-26А — артиллерийский танк с 76,2-мм пушкой КТ-26 и 2 пулеметами ДТ;
- СТ-26 — саперный танк (мостоукладчик);
- ОТ-130, 131, 132, 133, 134 - огнеметные танки с огнеметной установкой и 1 — 2 пулеметами ДТ;
- Т-26-1 — линейный танк с конической башней. Вооружение: 45-мм пушка образца 1932 -1938 гг., 2 пулемета ДТ. Часть машин выпускалась с 7,62-мм зенитной установкой П-40.
Всего на базе танка Т-26 разработано 53 типа боевых машин различного назначения, из которых 23 типа находились в серийном производстве. Начиная с 1938 года, на танках устанавливали телескопический прицел ТОС со стабилизацией линии прицеливания в вертикальной плоскости. Всего за время производства промышленностью было выпущено 11218 танков Т-26.
Более подробную информацию по модификациям Т-26 смотрите во второй части статьи про вариант танка Т-26 с одной башней.
Более подробную информацию по модификациям Т-26 смотрите во второй части статьи про вариант танка Т-26 с одной башней.
Производство однобашениых танков Т-26, вооруженных 45-мм пушкой 20К, началось летом 1933 г. Уже осенью танк получил радиостанцию 71-ТК-1 с лоручневой антенной на башне. Такие машины имели наименование Т-26РТ, которые часто именуют командирскими. Так как работа орудия 20К вызывала массу нареканий, в основном связанные с так и не устраненными отказами автоматики, то к концу 1933 г. была проведена частичная модернизация пушки. С декабря улучшенное орудие 20К под наименованием 45-мм танковой пушки образца 1934 г. (часто можно встретить обозначение "45-мм танковая пушка образца 1932/34 гг.") было поставлено в серийное производство. Для поражения пространства сзади танка с начала 1936 г. в кормовой части башни стали устанавливать шаровую установку с пулеметом ДТ. Каждый пятый танк оснащался фарами боевого света для ночной стрельбы, закрепленными на маске орудия.

Для обороны от вражеских самолетов часть машин несла зенитные пулемёты ДТ. Первоначально их устанавливали на вертлюжной установке. Однако, ввиду неудобства пользования пулеметом, начиная с 1937 г монтировалась вращающаяся турельная установка П-40.

В 1936 г. танк принял участие в боевых действиях в Испании. Советский Союз поставил 297 танков Т-26. Советские танки продемонстрировали с одной стороны, полное превосходство над немецкой и итальянской бронетехникой, находившейся на вооружении сторонников Франко, а с другой — слабость легкобронированных танков перед появившимся на поле сражения - скорострельной малокалиберной противотанковой артиллерией.
К этому времени 8 ряде стран были разработаны и запущены в серийное производство танки той же восовой категории, что и Т-26, но имевшие при более-менее сходном вооружении лучшее бронирование, скоростные и маневренные качества. Конструкторы разработали ряд проектов машин, призванных заменить Т-26, но они так и остались на стадии эскизов.
А танк подвергся новой модернизации, в ходе которой планировалось поднять мощность двигателя, усилить подвеску и бронирование танка. По ряду причин как производственного, так (не в последнюю очередь) и политического, характера в полном объеме реализовать намеченные планы не удалось. В частности, не был готов новый корпус с наклонным расположением утолщенных листов подбашенной коробки. Появившаяся в 1938 г. модификация танка имела старый бронекорпус, но новую башню конической формы, что должно было несколько повысить защищенность машины.
К этому времени 8 ряде стран были разработаны и запущены в серийное производство танки той же восовой категории, что и Т-26, но имевшие при более-менее сходном вооружении лучшее бронирование, скоростные и маневренные качества. Конструкторы разработали ряд проектов машин, призванных заменить Т-26, но они так и остались на стадии эскизов.
А танк подвергся новой модернизации, в ходе которой планировалось поднять мощность двигателя, усилить подвеску и бронирование танка. По ряду причин как производственного, так (не в последнюю очередь) и политического, характера в полном объеме реализовать намеченные планы не удалось. В частности, не был готов новый корпус с наклонным расположением утолщенных листов подбашенной коробки. Появившаяся в 1938 г. модификация танка имела старый бронекорпус, но новую башню конической формы, что должно было несколько повысить защищенность машины.

В 1938 г. была принята на вооружение 45-мм танковая пушка 20К образца 1938 г.. которая и стала устанавливаться на Т-26. Пушка имела элек-роспуск и стабилизированный прицел ТОП-1, который существенно повышал возможность поражения цели при ведении огня с ходу. Удалось поднять мощность двигателя с 90 до 95 л.с., и за счет установки дополнительного топливною бака увеличить запас хода. Тем не менее несмотря на усиление тележек подвески, ходовая часть оказалась перегруженной. От модификации к модификации неизменно ухудшались проходимость и маневренные свойства танка.

В 1939 г. машина претерпела последнюю модернизацию Танк получил подбашенную коробку с наклонными листами, толщину которых увеличили с 15-мм до 20-мм, увеличилась боеукладка, чему способствовало и изъятие на большей части Т-26 данного выпуска тыльного пулемета. Лобовая деталь башни изготавливалась как сварной, так и штампованной. Особенностью танка стала специальная защитная крышка над жалюзи радиатора. Танк получил радиостанцию 71-ТК-З, поручнееая антенна, резко выделявшая радийные танки (в большинстве случаев являвшимися танками командиров подразделений), была заменена на штыревую.

Все эти изменения привели к тому, что масса Т-26 превысила 10 тонн. Несмотря на усиление конструкции, ходовая часть работала на пределе. Часто, особенно при поворотах, танк стал терять гусеницы. По результатам испытаний было отмечено, что бронирование танка не отвечает современным требованиям, нет и резерва для возможного усиления вооружения. Вывод был сделан: "Т-26 является танком устаревшей конструкции. Необходимо срочно разработать замену этой боевой машине". И такая замена появилась, разработанный в КБ завода №174 новый танк сопровождения пехоты Т-50. Танк Т-26 оставался в производстве до конца 1940 г.

К этому времени танк успел принять участие в советско-японском вооруженном конфликте у озера Хаоан в июле 1938 г. и в боевых действиях у реки Халхин-Гол в 1939 г. Причем, во всех случаях речь идет об однобашенных танках, так как участью двухбашенных Т-26 стала роль учебной машины в стрелковых и механизированных частях. Накануне Второй мировой войны Т-26 состояли в основном на вооружении отдельных легкотанковых бригад (в каждой из которых насчитывалось от 250 до 270 машин) и отдельных танковых батальонов стрелковых дивизий (50-60 танков). В сентябре 1939 г. танки Т-26 принимали участие в «освободительном походе» в Западную Украину н Западную Белоруссию. Всею границу Польши пересекли свыше полугора тысяч Т-26, из них в боях было потеряно 15 штук. Правда, эксплуатационные потери за то же время оказались в двадцать раз большими.

1 - броневой корпус; 2 - башня; 3 - двигатель; 4 - коробка перемены передач; 5 бортовой фрикцион; 6 - тормоза; 7 - бортовая передача (за броневым листом); 8 - ходовая часть; 9 - перегородка, отделяющая боевое отделение от моторного; 10 - броневые жалюзи над масляным радиатором; 11 - воздушный колпак; 12 - 45-мм пушка 20К; 13 - аккумуляторная батарея; 14 -откидной лобовой щиток водителя; 15 - опорные катки; 16 - тележка подвески; 17 - глушитель.
Тактико-технические характеристики танков Т-26
Т-26 2-х башенный пушечно-пулеметный
|
Т-26, вып. 1934 г.
|
Т-26, вып. 1935 г.
|
Т-26 вып. 1936 г.
|
Т-26 вып. 1937 г.
|
Т-26 вып. 1938 г.
|
Т-26 вып. 1939 г.
|
Т-26, вып. 1940 г.
| ||
Боевая масса, г |
8,2
|
8,7
|
9,4
|
9,6
|
9,6
|
9,75
|
9,9
|
10,25
|
10,25
|
Экипаж,чел. |
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Длина корпуса, мм |
4620
|
4620
|
4620
|
4620
|
4620
|
4620
|
4620
|
4620
|
4620
|
Ширина, мм |
2440
|
2440
|
2440
|
2440
|
2440
|
2445
|
2445
|
2445
|
2445
|
Высота, мм |
2190
|
2190
|
2240
|
2240
|
2240
|
2330
|
2330
|
2330
|
2330
|
Клиренс, мм |
380
|
380
|
380
|
380
|
380
|
380
|
380
|
380
|
380
|
Вооружение
| |||||||||
Пушка |
37-мм "Гочкис"
|
45-мм 20К обр. 32 г.
|
45-мм 20К обр. 32 г.
|
45-мм20К обр. 32 г.
|
45-мм 20К обр. 34 г.
|
45-мм 20К обр. 34 г.
|
45-мм20К обр. 34 г.
|
45-мм 20К обр. 34 г.
| |
Пулемет |
2 х 7,62-мм ДТ
|
7,62-мм ДТ
|
1 (2) х7,62-мм ДТ
|
7,62-мм ДТ
|
7,62-мм ДТ
|
3x7,62-ммДГ
|
2 х 7,62-мм ДТ
|
2 х 7,62-мм ДТ
|
2 х 7,62-мм ДТ
|
Боекомплект с рацией/без рации):
| |||||||||
снарядов |
113
|
84/124
|
82/122
|
82/102
|
107/136
|
111/136
|
165/20
|
165/20
| |
патронов |
6615
|
3528
|
2961
|
2961
|
2961
|
3024
|
2772
|
3087
|
3654
|
Бронирование, мм:
| |||||||||
лоб корпуса |
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
20
|
20
|
борт корпуса |
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
крыша |
6
|
6
|
6
|
6
|
6
|
6
|
6
|
10
|
10
|
башня |
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
20
|
20
|
Двигатель |
т-26
|
т-26
|
т-26
|
т-26
|
т-26
|
т-26
|
т-26
|
т-26
|
т-26
|
Мощность, л.с. |
90
|
90
|
90
|
90
|
90
|
90
|
95
|
95
|
95
|
Макс. скорость по шоссе, км/ч: |
32
|
32
|
32
|
32
|
32
|
32
|
32
|
32
|
30
|
Запас хода по шоссе, км |
140
|
140
|
140
|
140
|
140
|
200
|
220
|
240
|
240
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий