ЛЕГКИЙ ТАНК Т-60

анк был создан в 1941 году в результате глубокой модернизации Т-40, проведенной КБ под руководством Н.А. Астрова в условиях начавшейся Великой Отечественной войны. Он имел усиленную броневую защиту и более мощное вооружение - 20-мм пушку вместо крупнокалиберного пулемета. Впервые было применено устройство для подогрева зимой охлаждающей жидкости двигателя. Модернизацией достигалось улучшение основных боевых характеристик при упрощении конструкции, но при этом сужались боевые возможности - ликвидировалась плавучесть.
Однако в условиях нехватки боевых машин главным достоинством Т-60 была простота производства на автомобильных заводах с широким использованием автомобильных узлов и механизмов. Танк производился одновременно четырьмя заводами. Кроме того, на базе Т-60 была создана, выпускалась серийно реактивная система залпового огня БМ-8-24 с 24 направляющими для запуска реактивных снарядов калибром 82-мм. Всего за короткий срок было выпущено 6045 Т-60, которые сыграли важную роль в сражениях начального периода Великой Отечественной войны.

Т-60 разработан с конца лета 1941 г. в инициативном порядке конструкторским коллективом завода №37 под руководством Н.А. Астрова, как легкий танк сопровождения пехоты. За основу был взят выпускавшийся заводом Т-40. Практически без изменений были установлены моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть.
Ходовая часть состояла из четырех обрезиненных опорных катков на борт, трех поддерживающих катков, направляющего колеса и ведущего колеса переднего расположения. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: сцепление, смонтированное на двигателе, коробка передач, главная (поперечная) передача, бортовые фрикционы и бортовые передачи. Заново спроектированный корпус меньшего объема имел низкий силуэт и расположенные под большим углом наклона лобовой и кормовой лист. Уменьшение размеров корпуса позволило не только снизить заметность, но существенно повысить толщину брони: для лобовых листов с 20-мм (на машинах первых выпусков) до 35-мм, бортовых и кормовых с 15-мм до 25-мм.
Ходовая часть состояла из четырех обрезиненных опорных катков на борт, трех поддерживающих катков, направляющего колеса и ведущего колеса переднего расположения. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: сцепление, смонтированное на двигателе, коробка передач, главная (поперечная) передача, бортовые фрикционы и бортовые передачи. Заново спроектированный корпус меньшего объема имел низкий силуэт и расположенные под большим углом наклона лобовой и кормовой лист. Уменьшение размеров корпуса позволило не только снизить заметность, но существенно повысить толщину брони: для лобовых листов с 20-мм (на машинах первых выпусков) до 35-мм, бортовых и кормовых с 15-мм до 25-мм.

Такое бронирование, учитывая рациональные углы наклона броневых листов, уже обеспечивало защиту танка на дистанциях до 500 м от огня 37-мм противотанковых пуше, . 75-мм легких орудий, 14,5-мм противотанковых ружей. Новая башня конусообразной восьмигранной формы сваривалась из плоских листов толщиной 25-мм (позже толщина маски вооружения и передних скул была доведена до 35-мм). Впоследствии часть машин подвергли еще и экранировке.

Некоторые заводы, поставлявшие для нового танка корпусные детали, ранее связанные с котлостроением, сохранили для Т-60 производство круглых башен конической формы, аналогичных башне Т-40 ( конструкция и размеры погона башни на обоих машинах не претерпели серьезных изменений).

А Коломенский паровозостроительный завод (КПЗ) с сентября 1941 г. поставлявший корпуса, башни, по производственным соображениям большую часть башен изготавливали литыми, с утолщенными в три раза стенками, соответственно вдвое более снарядостойкими. Для машин своего класса бронирование Т-60 было отменным.

Вооружение нового танка первоначально планировалось сохранить таким же, как на Т-40: 12,7-ми пулемет ДШК и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ДТ. Но уже в процессе доработки проекта было принято решение о замене пулемета ДШК на более мощную 20-мм автоматическую пушку ШВАК-танковая (с января 1942 г. получила обозначение ТНШ-1: танковая Нудельмана-Шпитального). Скорострельность пушка сохраняла авиационную - до 750 выстрелов в минуту, при определенных навыках можно было вести одиночную стрельбу. Боекомплект включал как осколочные, так и бронебойные снаряды, что позволяло решать на поле боя широкий спектр задач. Возможности танка по борьбе с бронированными обьектами противника еще больше возросли после введения в боекомплект подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда с высокой начальной скоростью. Тогда, учитывая обстановку, вооружение сочли достаточным.
Тактико-технические характеристики советских танков
Т-60
|
Т-70
|
Т-70М
|
Т-80
| ||
Боевая масса, т |
13,8
|
6,4
|
9,2
|
9,8
|
11.8
|
Экипаж,чел. |
4
|
2
|
2
|
2
|
3
|
Длина корпуса, мм |
5300
|
4100
|
4285
|
4285
|
4285
|
Ширина, мм |
2470
|
2302
|
2348
|
2430
|
2500
|
Высота, мм |
2165
|
1735
|
2035
|
2035
|
2175
|
Клиренс, мм |
350
|
300
|
300
|
300
|
300
|
Вооружение
| |||||
Пушка |
45-мм 20к обр. 38 г.
|
20-мм ТНШ
|
45-к-м 20Км обр42г.
|
45-мм 20Км обр.42 г.
|
45-мм 20Км обр.42 г.
|
Пулемет |
2 х 7,62-мм ДТ
|
7,62-мм ДТ
|
7.62-мм ДТ
|
7,62-мм ДТ
|
7.62-мм ДТ
|
Боекомплект (с рацией/без рации):
| |||||
снарядов |
150
|
754
|
90
|
90
|
94
|
патронов |
4095
|
1008
|
945
|
945
|
1008
|
Бронирование, мм:
| |||||
лоб корпуса |
37
|
35
|
35
|
22
|
20
|
борт корпуса |
37
|
15
|
15
|
13
|
13
|
крыша |
20
|
10
|
10
|
13
|
13
|
башня |
37
|
25
|
25
|
15
|
15
|
маска пушки |
65
|
65
|
5
| ||
Двигатель |
В-4
|
ГАЗ-202
|
ГАЗ-203
|
ГАЗ-203
|
ГАЗ-80
|
Мощность, л.с. |
300
|
76
|
2x70
|
2x70
|
2x85
|
Макс.скорость по шоссе, км/ч: |
52
|
45
|
45
|
45
|
47
|
Запас хода по шоссе, км |
350
|
455
|
350
|
350
|
320
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий